+371 80 80 80 80

Вашингтон потопит Америку

В 2005 году я переехал из Великобритании в США, будучи преданным поклонником американского образа жизни, американцев, американского проекта, американской государственной системы и вообще всего американского. Я не хотел мириться с мнением, что звезда Штатов клонится к закату. Да, тогда я был воинствующим нигилистом.

Прошло шесть лет, мне пришлось пересмотреть свою позицию. Конечно, я пока не готов пойти на попятную, но как всякий добросовестный наблюдатель я поражен твердым намерением Вашингтона доказать правоту самых ярых пессимистов. Кто-то возразит, что проблемы с принятием лимита государственного долга, которые в первую очередь навевают грустные мысли, явление неординарное, поэтому не стоит использовать его в качестве основы для предсказаний. Это крайний случай: не зависимо от того, каким будет решение. Но с другой стороны, раскол в рядах американской правящей элиты весьма показателен. Дисфункция Вашингтона настолько очевидна, что многие области политики просто парализованы. У нас, нигилистов, как правило, есть наготове два варианта ответа на подобные мрачные утверждения: общая сила американской экономики не имеет ничего общего с Вашингтоном и остается непоколебимой и непревзойденной; и основатели страны намеренно включили в конституцию дестабилизирующий элемент, потому что хотели контролировать федеральное правительство. Не обращайте внимания на яростные выкрики с Капитолийского холма, призывали мы. Недееспособность Вашингтона, если хотите, это часть формулы американского успеха. 

Оба аргумента не лишены оснований. Источник американского успеха - это культура труда, умения полагаться на себя, желания добиться лучшего для себя и своей семьи и потребность время от времени идти на риск. Так было всегда. С самого начала. Эти особенности очень хорошо сочетаются с самоотдачей, инновациями, духом предпринимательства. Насколько я могу судить, эти качества сейчас также сильны, как и прежде. Ограниченное правительство - еще одно условие успеха Америки, что доказано конституцией. Как бы там ни было, по европейским стандартам, принцип взаимозависимости и взаимоограничений разных ветвей власти помогал держать федеральное правительство в определенных рамках. Что еще важнее, он не допустил возникновения разрушительного политического маятника, который раскачивал государства с ни с чем не сдерживаемой демократией - взять для примера хотя бы Великобританию в послевоенные годы. Так что же изменилось? Во-первых, политическая поляризация Вашингтона и страны в целом ослабила способность к управлению. Во-вторых, Штаты столкнулись с испытаниями, которые по-новому проверяют на прочность их сократившиеся политические возможности. Отцы-основатели думали о задержке в принятии решения, его обдуманности и компромиссности - но не параличе. Однако за последние недели и месяцы мы стали свидетелями недееспособности американского правительства. При этом долговой камень преткновения - лишь один из примеров. На прошлых выходных тысячи рабочих получили расчет из-за неспособности продлить полномочия Федерального инновационного управления - очередной никчемный раскол, едва ли достойный упоминания в рутинном законодательном процессе.

Многие руководящие посты в государственных структурах пустуют, поскольку администрация не может получить одобрение для своих кандидатов. Отказ в финансовой помощи - еще одно мощное оружие. Реформа системы здравоохранения, инициированная администрацией, столкнулась с юридическими, процессуальными и бюрократическими препятствиями. Как только партии поменяются местами, Демократы сочтут своим долгом сделать все возможное, чтобы связать по рукам и ногам своих оппонентов и блокировать все их законодательные поползновения. В прошлом Конгресс был представлен достаточным количеством консервативно настроенных Демократов и либеральных Республиканцев, что способствовало поиску компромисса. Теперь же баланс нарушен, несмотря на Группу шести в Сенате. И вместо того, чтобы искать компромисс, конституциональное прописанная взаимозависимость и взаимоограничения ведут к параличу. Если такие политики, как закон Доддса-Франка или Закон о реформе здравоохранения (Affordable Care Act) будут приняты, при отсутствии общей поддержки новый Конгресс быстро их аннулирует. Гниение системы руководства страны - тревожный знак. Однако проблемы, стоящие перед Штатами также изменились. В прошлом разговоры о политической несостоятельности уже способствовали выходу из кризиса. Сейчас - нет. Сейчас сразу на нескольких фронтах доминирует формула "сиди спокойно на пороге своего дома и ничего не делай", что, несомненно, лишь ускорит развал. Необходимы осмысленные и уверенные действия. У федерального правительства меньше возможностей для обдуманных действий, чем нужно. Бюджет - это лишь струенй случай. Все понимают, что с текущей экономической политикой Штаты придут к очередному кризису и фискальному коллапсу. После многих месяцев противоборства, проблема долгового лимита скорее всего будет решена при помощи временного повышения с обещанием заняться сокращением долгов в другой раз. Конечно, лучше, чем дефолт, но не так хорошо, как хотелось бы.

Основы политики в области здравоохранения также остаются предметом ожесточенных споров. Если Вашингтону не удастся излечиться от своего недуга, страна еще глубже увязнет в своем болоте - а здравоохранение уже обходится Штатам почти 20% от валового внутреннего продукта. По международным меркам, система школьного обучения в США оказалась несостоятельной. Налоговая система - через 25 лет некомпетентных изменений - всеобщее посмешище. У иммиграционной политики есть одно достоинство: на ее фоне налоговая система выглядит неплохо. Никто не отрицает необходимость действий. Таким образом, с одной стороны мы имеем непревзойденную энергию и амбиции американских рабочих. С другой - непревзойденное самодовольство, уверенность в своей правоте и преступную беспечность Вашингтона. Увы, приходится признать, что на сегодняшний день неясно, какая из этих сил победит. 

Подготовлено по материалам The Financial Times

к списку новостей